Последние дни игорного бизнеса | 11:04 |
С 1 июля 2009 года наступает час пик как для представителей игорного бизнеса, так и для его ярых противников. Чуть больше недели осталось до полного вступления в действие нашумевшего Федерального закона № 244-ФЗ, согласно которому любая игорная деятельность вне специально отведенных для этого зон является незаконной. Споры об этом законе идут с тех самых пор, как он был принят в декабре 2006 года. Представители игорного бизнеса (казино, игровые клубы и залы игровых автоматов) считают, что такой подход к их бизнесу не оправдан. Позиция же государства обозначена жестко: игорный бизнес в том виде, в каком он существовал в России в последнее время, носит ярко выраженный антисоциальный характер и должен быть урегулирован методами, не приемлющими компромисса. Впрочем, компромисс все же попытались найти, создав четыре так называемые игорные зоны: на Алтае, в Приморье, Калининграде, на границе Краснодарского края и Ростовской области, где и предложили представителям игровой индустрии сконцентрироваться. Что из этого вышло? До начала июля осталось чуть больше недели, а в потенциальных “российских Лас-Вегасах” лишь ветер бурьян колышет. Зато в крупных городах все чаще можно встретить вывеску с таким речевым анахронизм, как “лото”, а под ней зазывающие посетителей изображения старых добрых бочонков с цифрами – вместо рулетки и карт. История игорной резервации Принятие Федерального закона № 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” стал кульминацией в долгой борьбе государства с игровой индустрией. Безусловно, законодатели хотели как лучше. Вспомнить хотя бы ситуацию в Твери три-четыре года назад, когда повернуться было негде, чтобы не натолкнуться взглядом на бесчисленные “Вулканы”, “Миллионы”, “777” и т.д. Мало того, почти на каждой остановке общественного транспорта появились так называемые игровые столбики, возле которых уже привычно толкались и школьники, и пенсионеры. А бесконечные истории о спускании зарплат и стипендий на “одноруких бандитах” уже никого не удивляли. Ситуация требовала вмешательства. Когда 244-й закон был принят, обязанности по государственному регулированию игорного бизнеса были возложены на налоговые органы. Управление налоговой службы по Тверской области разбило свою деятельность на два этапа. Перво-наперво под контроль были взяты все игорные заведения области, проверены лицензии и соответствие этих заведений требованиям закона. Все “точки”, показатели которых не соответствовали требованиям закона, лишались лицензии и закрывались. С 1 июля 2007 года налоговые органы, в чьей компетенции ранее была выдача лицензий на осуществление игорной деятельности, выдачу лицензий прекратили. Иными словами, игорные заведения, открытые после 1 июля 2007 года, работали незаконно. После таких “зачисток” на налоговом учете на территории области остались 136 организаторов азартных игр. При этом почти все они имели юридическую прописку где угодно, но только не на территории области: Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Самара и даже Хабаровск. В Тверском регионе “дислоцировались” лишь их структурные подразделения. По словам заместителя руководителя управления федеральной налоговой службы по Тверской области Ирины Фокеевой, это сильно затрудняло проведение контрольных мероприятий в отношении игорных заведений. Впрочем, вопрос о запрете их деятельности мог быть решен значительно раньше – 244-й закон позволял в течение полугода законодательным органам субъектов Федерации принять нормативные акты, запрещающие любую деятельность игорной сферы на территории региона. Такие акты были приняты в 22 субъектах РФ. Тверская область этой возможностью не воспользовалась. И, согласно статье 16 федерального закона, таким регионам разрешено “проигрывать деньги” по 30 июня 2009 года. Немалая отсрочка, наводящая на определенные мысли… – Игорный бизнес надеялся, что эта дата – 30 июня текущего года – будет отсрочена, – говорит Ирина Фокеева. – Но 5 мая Президент Дмитрий Медведев на встрече с руководителем ФНС России Михаилом Мокрецовым заявил, что никаких “откатов” по игорному бизнесу не будет. Налоговым органам было поручено провести тотальный контроль над сворачиванием бизнеса. Иными словами, не хотите работать в “зоне” – не будете работать нигде. Однако игорное бизнес-сообщество в “резервацию” не собирается, об этом заявляли представители крупнейших игровых компаний. По их словам, с 1 июля они попросту свернут свою деятельность и займутся иным бизнесом или будут осваивать зарубежье, платя налоги, как с обиженной злостью заявляют некоторые эксперты, уже не в консолидированный бюджет РФ, а в “совершенно другое место”. Цена вопроса Налоговые отчисления в консолидированные бюджеты регионов были главным аргументом игорного бизнеса при защите своих интересов. Его представители не раз заявляли, что благодаря им региональный бюджет получает немалые деньги. Дескать, в пояс надо кланяться, а вы гоните, неблагодарные. На совместном заседании комитетов Тверской городской думы по социальной политике и по экономической политике по вопросу подготовки к исполнению требований закона № 244-ФЗ на территории Твери, состоявшемся 9 июня, из уст Ирины Фокеевой можно было услышать те самые потенциальные цифры, которые область “потеряет” в связи с реализацией этого закона. В 2007 году в консолидированный бюджет области поступило более 260 миллионов рублей налога на игорный бизнес, 161 миллион – это только Тверь. В 2008 году отчисления составили 157 миллионов, а за пять месяцев текущего года – 45 миллионов рублей. Абсолютные суммы мало о чем говорят. Так, удельный вес налога на игорный бизнес на территории Твери занимал в 2007 году 1,8% в общей доле поступлений (лучший показатель), в 2008 году – 1,3%, январь – май 2009 года дали показатель в 0,7%. – Если бы в 2007 году на территории области был принят закон о запрете игорного бизнеса, то бюджет особой потери не ощутил бы, – уверена Ирина Фокеева. Отрицательная динамика налоговых отчислений от игорного бизнеса связана непосредственно с сокращением числа самих игорных заведений по Тверской области. Еще немного интересной статистики. На 1 января 2009 года на территории области состояло на учете 138 игорных заведений (в Твери – 43), из них действовало законно лишь 46. На 15 мая их количество сократилось до 29, пропорционально сократилось и количество объектов игорного бизнеса. На 15 мая в Твери деятельность вели 17 заведений, 15 снимаются или уже снялись с учета, 11 – не соответствуют требованиям. – Динамика говорит о том, что бизнес действительно сворачивается, – говорит Ирина Фокеева. Нужно отметить, что с 1 июля 2009 года функция налоговых органов в сфере реализации закона заканчивается. С этого времени вся нагрузка ложится на плечи правоохранительных органов. Бизнес не отдаст своего потребителя Несмотря на кажущуюся положительную динамику “сворачивания”, нельзя обойти вниманием тот факт, что бизнес так просто не отпустит своего потребителя. Уже сейчас становится заметно, как игорная индустрия мутирует и камуфлируется. И, справедливости ради, нужно сказать, что 244-й закон дает такую возможность. Уже сейчас обозначилась тенденция перехода игорного бизнеса в русло лотерей и игровой деятельности, не подпадающей под юрисдикцию 244-го закона. Казино меняют вывески – на лотерейный клуб, клуб спортивного покера или интернет-казино. По словам экспертов, прогнозируется скачок числа различных компьютерных игровых клубов. Ни для кого не секрет, что в крупных компаниях есть целые юридические отделы, которые “готовились” к этому закону. По словам начальника управления по налоговым преступлениям УВД Тверской области Дениса Гонтарева, дано четкое указание прекращать любую деятельность так называемых электронных казино. – К сожалению, все не так легко получается, – говорит Гонтарев. – В частности, возникают большие проблемы с определением доходной части таких организаций. И вообще, настоящее нормативно-правовое регулирование не позволяет эффективно бороться с таким явлением, как игорный бизнес, уверены многие. – Хотели как лучше, а получилось как всегда, – говорит депутат Тверской городской думы Максим Жирков. – Теперь у нас налога не будет, не будет дохода в муниципалитет, а люди как играли, так и будут играть… Те меры административного воздействия, которые резонно было бы применить в данном случае (как то: прекращение аренды помещений), не всегда эффективны. К примеру, ни одно игорное заведение в Твери не пользуется муниципальной собственностью. Вся собственность частная. На бреши в законе сетует и начальник центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Юрий Рябов: – Мы приходим в тот же салон игровых автоматов, а он подключен к Интернету. Люди платят виртуальные деньги и играют. Элементов азартной игры нет, и доказать, что игра есть, – сложно. Сложно, но можно. Сейчас правоохранительные органы изучают судейскую практику по всем регионам и заявляют, что на каждый хитрый ход есть не менее хитрый ответ. Впрочем, о методах не распространяются. Кроме того, необходимо как можно тщательнее вести просветительскую деятельность о видоизменении игорного бизнеса, который, “превратившись в компьютерные клубы, станет настоящей социальной угрозой для детей”, уверена председатель комитета Тверской городской думы по социальной политике Светлана Вержбицкая. И если раньше врага хотя бы знали в лицо, то теперь он примеряет на себя разные маски, отчего становится еще опаснее. В общем, поживем – увидим. tverinfo.ru | |
Просмотров: 379 | Добавил: advokat | Рейтинг: 0.0/0 |
|