Когда я слышу о моногородах, на ум приходят заброшенные заводские цеха, остановленное производство, отрицательная миграция. Когда говорят о спасении моногородов — здесь даже деньги начинают источать запах неэффективности и бессмысленности. Моногорода, где всё зависит от одного завода, — тяжкое наследие индустриализации и советской плановой системы, которое в рыночных условиях обречено на погибель. Не станем углубляться в причины неэффективности и нестабильности моногородов как социально-экономических систем, лучше поговорим о способах диверсификации экономики таких поселений, тем более что во многих странах мира есть подобные проблемы и испытанные пути решения.
Собственно, есть два пути спасения моногородов. Первый выражается в сохранении статус-кво и выглядит как накачивание деньгами неэффективного градообразующего предприятия. Наглядный пример — черная дыра, имя которой АвтоВАЗ. Сколь бы ни было щедрым правительство, гибель завода — лишь дело времени, рано или поздно спрос на безнадежно устаревшие и неоправданно дорогие автомобили закончится, и завод все равно встанет. Долго идти этим путем не только неэффективно, но и преступно: мы видим, сколько россиян лишены возможности покупать нормальные, комфортные и безопасные иномарки из-за запретительных ввозных пошлин, установленных в целях поддержки того же АвтоВАЗа.
Второй путь спасения моногородов — создавать новые предприятия и часто — новую городскую среду. Кто знает, что было на месте Лас-Вегаса несколько десятилетий назад? Оказывается — узловая железнодорожная станция. В современном же Вегасе нет железнодорожного сообщения вообще, зато есть тысячи объектов сервиса: казино, отелей, ресторанов, формирующих новую экономику города.
Что мешает России строить свои Вегасы? Совершенно понятно, что закон, запрещающий размещение в российских городах объектов игорного бизнеса, не действует. Казино и игровые клубы никуда не делись, лишь сняли вывески и перестали платить соответствующие налоги в бюдж
...
Читать дальше »