ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ дипломы курсовые рефераты

новости игорного бизнеса

Главная » 2009 » Август » 5 » Эволюция «крыш» и перспективы налогового администрирования
Эволюция «крыш» и перспективы налогового администрирования
09:02
Гигантский дефицит бюджета 2009 года и ближайших лет вызывает отчетливое ощущение deja vu. Нечто похожее мы уже проходили лет 10 назад, потом, правда, массовый интерес к обсуждению путей развития страны быстро пропал, активные люди нашли себя в бизнесе или просто частной жизни. Некоторые сюжеты остались недосказанными и недопонятыми, некоторые – на время потеряли актуальность, сказались постоянно дорожавшая нефть и быстрый рост экономики и доходов населения. Экономика с тех пор стала другой, изменились и отношения бизнеса и власти.

Например, вы давно слышали слово «крыша»? Не в смысле архитектурного сооружения или психического состояния человека, а натурально – бандитов, собирающих дань с предпринимателей и делающих вид, что охраняют их от проблем с другими бандитами? Скорее всего, уже много лет не слышали. Потому что ушло само явление. А ведь в конце 90-х между собой конкурировали самые разные крыши: бандитские, ментовские, эфэсбешные, «спортсмены» и «афганцы». Теперь эти слова остались, похоже, только в старых детективах и телесериалах.

Зато в то время не было слова «кураторы». А теперь есть. И означает оно нечто похожее – людей, которые за долю в доходах или в самом бизнесе решают разнообразные проблемы с властью и регуляторами, а иногда и с конкурентами и контрагентами. Никакой криминальной романтики – скучные чиновники в серых костюмах, с погонами или без. Методы, конечно, по сути все равно криминальные – вымогательство, как не крути, коррупция. Но по форме и методу все чаще «как бы» правовые. Законодательство у нас такое, что любой бизнес может на колени поставить. А мощь избирательности правоприменения после дела «Юкоса», иллюзий, кажется, ни у кого не оставила.

Уже и не вспомню, кто сформулировал, что один из важнейших, если вообще не основной сюжет прошедшего десятилетия – реванш силовиков. В 90-е они не успели как следует поучаствовать в дележе народнохозяйственного пирога, их опередили более авантюрные и предприимчивые выскочки из партийного и комсомольского аппарата, а то и вовсе непонятно кто. Зато в нулевые они отыгрались всласть. Когда на политической сцене появилась «Единая Россия», околокремлевские политологи, помнится, очень обижались, когда ее называли партией «крыш». Зря обижались, десант в бизнес получился очень масштабный, бандитские крыши были окончательно побеждены силовыми. А потом «как бы» кончились и они. Можно было и порадоваться: можно было бы отрапортовать, что одна из программных целей партии власти – декриминализация экономики – достигнута. Ну… по крайней мере, отчасти и формально – вопрос о том, выросли или снизились издержки бизнеса от замены крыш на кураторов и системную коррупцию еще ждет въедливых исследователей.

Однако вернемся к заявленному deja vu. Бюджетная катастрофа 1998 года какое-то время создавала впечатление, что не обойтись без резкого роста собираемости налогов, без резкого ужесточения борьбы с минимизацией налогообложения. Было очень похоже, что это последний ресурс власти, последняя возможность не допустить окончательного краха госфинансов, развала государственных институтов. Как известно, подорожавшая нефть и начавшийся экономический рост позволили обойтись без слишком резких телодвижений, налоговые гайки закручивались постепенно. Оказалось, что можно даже не докручивать их до упора: нефть не просто подорожала, цена на нее постоянно росла, напитывая экономику деньгами, а относительно либеральная экономическая политика первого президентского срока Владимира Путина высвободила немало предпринимательской активности.

Недокрученные налоговые гайки пришлись очень кстати пришедшим в бизнес (или к бизнесу?) силовикам. Настоящий конспиролог мог бы, наверное, написать захватывающий роман о внедрении государевых людей в бизнес – с тем, чтобы, поработав в нем какое-то время под прикрытием коммерсантов, в нужный момент заставить его платить налоги полностью. Тем более, что опыту подпольной работы чекистов, по идее, должны учить в вузах и на курсах повышения квалификации. Впрочем, думаю, все проще – они пошли в наиболее прибыльные сферы бизнеса, которые заодно и не могли бы быть столь прибыльными без своевременно закрытых глаз чиновников. Там чекистам и прочим силовикам сильно помогли продвинуться и старые рабочие, и новые партийные связи. Оказалось, что им весьма эффективно удается решать проблемы на грани легальности. Ну или за гранью.

Скажите – могут ли масштабные контрабандные потоки сохраняться годами и десятилетиями без удачно закрытых глаз таможни? Может ли эта контрабанда открыто продаваться на рынках при полном неведении милиции, прокуратуры, ФСБ, санитарных врачей и прочих проверяющих? Могут ли симметричные ей денежные потоки проходить через банковскую систему, может ли функционировать система обналички и серой оплаты импорта? Как без тотального контроля органов правопорядка мог многие годы почти бесконфликтно функционировать игорный бизнес, вокруг которого везде в мире куча криминала? Как закрываются глаза на производство «левой» водки? И это отнюдь не все вопросы – лишь те, к которым последнее время обращалось правительство. А есть еще, скажем, не слишком прозрачный экспорт нефти и нефтепродуктов, система госзакупок, рынок земли, стройкомплекс, наконец. Ну и многие другие сферы деятельности, где много закрытости для чужих и доходов для своих. Если и этот список не убедил, вспомните про видимо тотальную коррумпированность ГИБДД-ГАИ – что, и тут отдельные взяточники в погонах, а система чиста и непорочна?

Согласитесь, единственный ответ на эти вопросы – не могло и не может такого быть без активного соучастия чиновников. Иначе пришлось бы признать полную несостоятельность российской власти, а там такие же люди, как и вне ее, если и есть какой-то отрицательный отбор, то полных дегенератов там можно встретить не чаще, чем где бы то ни было. Значит, знают, участвуют, пользуются возможностями, курируют.

Ага, я знаю, что этот текст замечательно украсили бы примеры, доказательства, цифры, ссылки на интервью и судебные дела. Увы, это была бы не заметка-версия, а книга, в которой все равно было бы немало белых пятен – ну кто же в здравом уме станет под запись рассказывать о тонкостях взаимоотношений, например, в треугольнике обнальный бизнес-ЦБ-силовые ведомства? Клоунада с расследованием убийства Андрея Козлова, пожалуй, не в счет – Френкель, как я понимаю, был на этом рынке сравнительно незаметной фигурой.

Теперь у государства беда – дефицит федерального бюджета в три с лишним триллиона рублей. Проект бюджета-2010 предполагает даже скандальный отказ от индексирования зарплат бюджетников. С региональными бюджетами дело вряд ли обстоит много лучше. Казалось бы, самое время вернуться к сюжету про усиление налогового администрирования – что-то в этом духе сейчас вроде бы и демонстрируют власти. За Черкизовским рынком последовал Севастопольский. ЦБ, не останавливаясь, «щучит» подозрительные банки, Минфин опять модернизирует правила регулирования производства алкоголя и т.д. и т.п. Так что же – опять настало время вспомнить про «последний ресурс власти»?

Но вот вопрос: если эти (и другие, включая гипотетические) меры – удар по своим, то как далеко может зайти государство в отборе у них кормушек? И какова будет реакция уже многие годы просидевших «на кормлении» бывших государевых людей? Так ли уж они спокойно и лояльно отнесутся к снижению собственных доходов, благосостояния, а то и потере свободы (напомню – с легальной точки зрения не все они чисты).

Вроде бы иногда удается договариваться. Рассказывают, что, якобы, силовым кураторам игорного бизнеса в свое время позволили вынуть из него свою долю на пике капитализации. Не знаю, насколько это правда, а не городской миф, но похожие истории я слышал и про другие сферы бизнеса, подвергшиеся властному прессингу – тот же банковский сектор.

Впрочем, если это и было, то было до кризиса, когда было время на договоренности, госфинансы не поджимали, а властная вертикаль казалась непоколебимой – по крайней мере, мандаты договорщиков и арбитров не вызывали сомнений. К тому же попытки лишения чиновников властной ренты, приближенных бизнесов – сверхдоходов, а силовиков – доходов от кураторства чреваты серьезными дисбалансами: от нарастания напряженности в верхах до нагнетания националистических страстей в регионах. Посмотрите, например, как быстро отказались от попыток увеличить налогообложение «Газпрома» (а он в этом смысле сильно выигрывает у нефтяной отрасли) или как осторожно подходят к водке – это же не про недовольство сильно пьющего Нечерноземья, а вовсе даже про Северный Кавказ.

На самом деле, нет ни малейших сомнений, что высшие российские власти в курсе механизмов коррупции – система-то создана и модернизирована при их непосредственном участии. Скорее всего, они еще и отчетливо понимают, на чем основана и чем подпитывается их поддержка элитами, и что отстранить их от кураторства и кормления крайне рискованно. А значит, если процесс перераспределения доходов между карманами чиновников и госбюджетом и пойдет, то будет очень медленным и очень осторожным. Но, видимо, пойдет – слишком многим надоело жить при такой коррупции, да и нормальную экономику построить не получится. К тому же к этому подталкивает хоть и минимальная, но все же конкуренция между двумя центрами власти – Кремль может решиться ускорить этот процесс, а Белый Дом, при всем бюрократическом опыте тамошних обитателей, вряд ли сможет саботировать все инициативы президента.

slon.ru

Просмотров: 281 | Добавил: advokat | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 17.05.2024, 11:03
Приветствую Вас Гость

Поиск

Оплати на счёт
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
При оплате пользуйтесь данными контактов

Архив новостей игорного бизнеса 2009г.
Архив новостей игорного бизнеса 2010г.
Архив новостей игорного бизнеса 2011г.


Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Мобила Мастер
  • Нужна работа?Тогда в KELLY
  • Лучшие пивовары
  • Центральный форум рыбаков
  • Toshiba Portege Club
  • Российская газета
  • ЭЖ-ЮРИСТ
  • Клан Шептуны
  • Статистика